Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784. Холст, масло. 67х54 см
Аргунов Иван Петрович (1727(29)-1802)

Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской. 1754. Холст, масло. 82х63 см
Аргунов Иван Петрович (1727(29)-1802)

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Холст, масло
Аргунов Иван Петрович (1727(29)-1802)

Портрет Екатерины II. 1762. Холст, масло. 245х176 см
Аргунов Иван Петрович (1727(29)-1802)

Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой. 1760
Аргунов Иван Петрович (1727(29)-1802)

Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. 1760
Аргунов Иван Петрович (1727(29)-1802)

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Холст, масло
Аргунов Иван Петрович (1727(29)-1802)

АРГУНОВ Иван Петрович
(1727—1802)

Во второй половине XVIII века в общественной и художественной жизни России наблюдалось неправдоподобное в своей парадоксальности и в то же время обнадеживающее в перспективе явление. Десятки известных художников, скульпторов, архитекторов являлись крепостными богатых или не совсем богатых семей России. По-разному складывались у них судьбы, различны были их таланты. Очень характерна в этом отношении судьба одного из ведущих российских портретистов того времени — Ивана Петровича Аргунова. Уже к середине века авторитет Ивана Аргунова был столь велик, что многие влиятельные лица России считали за честь позировать великому маэстро. Он рисовал императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Его мастерскую проходили будущие академики живописи. И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П.Б. Шереметева, хотя был доверенным лицом своего «хозяина», профессионально управляя громадными владениями Шереметевых.

Что думал о своем положении и жизни портретист? В настоящее время это можно только додумывать, а это не тот путь, что ведет к какому-то постижению истины.

Россиянам же И.П. Аргунов оставил изображения современников, некоторые из которых отличались своей очевидной смелостью. Свидетельство тому — один из предлагаемых портретов, на котором представлена русская женщина из простолюдинок. Наверное, первое столь талантливое изображение нашей соотечественницы из далекого XVIII века, простой и полной достоинства.
Также был И.П. Аргунов, судя по дошедшим до нашего времени свидетельствам, заботливым и внимательным супругом и отцом. Известны трогательные портреты его жены, своим детям художник дал прекрасное по тем временам образование.