Фавн Марсий учит молодого Олимпия игре на свирели. 1821. Холст, масло
Басин Петр Васильевич (1793-1877)

Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822. Холст, масло
Басин Петр Васильевич (1793-1877)

Портрет Ольги Владимировны Басиной, жены художника. Между 1838 и 1841
Басин Петр Васильевич (1793-1877)

Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима. 1830
Басин Петр Васильевич (1793-1877)

Басин Петр Васильевич
(1793—1877)

Пенсионерские поездки в первой половине XIX века (как правило, в центр европейской живописи — Италию) выпускников Академии художеств, достигших наибольших успехов в обучении в стенах родной Академии, для большинства молодых российских художников являлись важным этапом их становления и превращения в настоящих мастеров. И для П.В. Басина одиннадцатилетнее пребывание в Италии можно отнести к наиболее удачным годам его творчества. Здесь он создает не только картины на мифологические сюжеты (Фавн Марсий учит молодого Олимпия игре на свирели, 1821; Сусанна, застигнутая старцами в купальне, 1822), как того «требовало» господствующее в Академии художеств направление академизма, но и пишет портреты (Портрет художника Сильвестра Щедрина, 1823), жанровые сцены из итальянской жизни (Землетрясение в Рокка-ди-Папа близ Рима, 1830).

Его светская карьера сложилась в России удачно. П.В. Басин сразу же становится одним из ведущих преподавателей Академии, получая с ходом времени соответствующие чины и награды. Его художественная жизнь главным образом протекала в работе над заказными портретами (особенно удачен, видимо, потому, что писался с любовью, «Портрет Ольги Владимировны Басиной, жены художника», между 1838 и 1841), значительное время он уделяет оформлению строящихся храмов и церквей. Среди них — Казанский и Исаакиевский соборы. Он даже готовит картоны для росписи храма Христа Спасителя в Москве. Но резкое ухудшение зрения не позволяет ему последнее десятилетие своей жизни заниматься живописью.

Представленные работы достаточно верно отражают творчество художника, одного из ведущих отечественных живописцев академического направления середины XIX века.