Идет агиттация за «белые списки» сайтов и прочую охранительную деятельность наших законодателей. Охранительную во всех смыслах. Они отважно и энергично охраняют не только государство российское, но наше душевное здоровье.

А вот теперь добрались до охраны наших «нематериальных благ» и решили внести поправки в несколько статей ГК (Гражданского кодекса).

Смотрим, что из этого может выйти?

Для начала предлагается расширить понятие нематериальные блага.

Статья 150. Нематериальные блага
«Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом…

В случаях, когда того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, публикации решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо».
Обратите внимание на фразу «создающих угрозу нарушения личного неимущественного права». Как я «люблю» такие формулировки в законах.

Но это еще не все.

«Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, включая сведения о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни, а также об иных фактах, имевших место в отношении такого гражданина… Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.»

Поясню. Если вы сфотографируете и потом разместите в интернете фото многомиллионного особняка скромного российского чиновника, а уж тем более с ним самим на этом фото, то это может быть признано судом (уверен, обязательно будет признано), как снимок, порочащий его честь, «доброе имя», деловую репутацию, нарушающий неприкосновенность частной жизни и неприкосновенность жилища.

А если на снимке он будет еще и с полуголыми девицами, то снимок будет еще и нарушающим личную и семейную тайну.

Двигаемся дальше по этим волшебным поправкам к ГК. Там есть еще одна особо «веселая» поправка.

«Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности».

То есть, если Солидному Господину ТМ не нравится фото, выложенное в соцсеть, где энное количество лет назад он нюхает кокаин в ночном клубе, а найти и чисто конкретно наказать паршивца, выложившего снимок в сеть, он не может, то Солидный Господин ТМ обращается в суд, который признает сведения не соответствующими действительности и постановляет немедленно зачистить «весь интернет» от порочащих имидж Солидного Господина ТМ снимков. В России это будет легко. А за рубежом… смотри далее на «черный список сайтов». И все теперь ОК.

Впрочем, поборникам свободы распространения законодатели как бы кинули кость, в виде такой поправки:

«Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле».

Сказать вам, как она будет использована?

Частная переписка и запись телефонных разговоров Навального или Немцова или еще кого — будут признаны представляющими общественный или иной публичный интерес, а фотографии недвижимости где-нибудь в Чехии или в Майами и документы, подтверждающие, что ее владельцами являются депутаты или чиновники, суд разумеется признает «нарушающими неприкосновенность частной жизни и жилища».

В общем, движение в сторону иранизации рунета идет полным ходом.

Газета.РУ